Первые гидравлические усилители появились в 30-ые годы. Они использовались для оснастки карьерных грузовиков. Вначале эти несложные приспособления питались от компрессора тормозных механизмов, которые в то время уже были пневматическими. Однако гидравлические устройства, хоть и стоили больше, обеспечивали более точную и быструю работу. В результате этого ГУР был задействован производителями легкового транспорта. Впервые серийное использование устройств на автомобилях было замечено за американцами. Уже в 50-ых «Крайслер» оснащал ГУР даже базовые вариации своих некоторых моделей. На европейском же рынке первым автомобилем, получившим гидравлический усилитель, стал «Ситроен».
Говоря кратко, ГУР является механизмом, в качестве основного элемента которого выступает насос. Он движется за счет коленвала, втягивает масло из бачка и под значительным давлением нагнетает распределитель.
Оный элемент следит за усилием на баранке и в строго ограниченном количестве помогает крутить головные колеса. Чаще всего в качестве следящего приспособления используется встроенный в рулевой вал торсион.
Когда автомобиль двигается по прямому участку, усилием рулевой вал не снабжается, соответственно не закручивается торсион. Если каналы распределителя закрываются, масло возвращается в резервуар.